МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА. – ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Материалы ежегодной межвузовской конференции: СПбГУП. 2003.
Классический танец. Музыка на уроке

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ помогает студентам изучать основы хореографического искусства, вырабатывать необходимые профессиональные качества и данные – как физические, так и психологические, и художественные. Музыка, звучащая на уроке классического танца, должна прививать ученикам осознанное отношение к музыкальному произведению, умение слушать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ее ритмическом рисунке, динамике. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.

«Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной и пока еще не решенной … задачей. Проведенный анализ дает основание сделать вывод о недооценке роли музыкального материала как полноправного компонента в экзерсисе. Пока музыка в экзерсисе – второстепенное, а часто и случайное средство». ( Ю.И. Громов. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. СПбГУП, 1997. Стр. 87.)

Зачастую в балетный класс приходят работать пианисты, не имеющие опыта работы в этой области искусства. Преподавателю-балетмейстеру придется набраться терпения и научить концертмейстера, как и что надо играть на уроке классического танца. Это очень непросто для них обоих. Возникают сложности не только технического характера, но и психологического. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер – в своей. Игре на фортепиано тоже начинают учить в раннем детстве и, так же как и хореография, музыка требует ежедневных и трудоемких занятий. Неопытному концертмейстеру просто необходимо помочь разобраться в построении урока, объяснить ему смысл и характер каждого pas классического танца. Безусловно, это мешает проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный, творческий и не ленивый человек, ваши усилия не пройдут даром.

Не лишним было бы всегда помнить хореографам, преподающим классический танец, что концертмейстер – это как бы живой музыкальный инструмент, на котором еще надо научиться играть, причем очень профессионально. В неудачах на экзамене по классическому танцу обвинять следует не только пианиста, но также и педагога, поскольку это и его просчет тоже. Причиной тому может послужить его музыкальная безграмотность. Например, хореограф может попросить (а иногда, пользуясь своим служебным положением, заставить - ведь он «главнее») пианиста играть в каком-либо упражнении музыку из балета. Музыка Минкуса или Адана, конечно, значительно более красива и выразительна, чем импровизация какого-нибудь Сидорова или Петровой, но балетная музыка всегда привязана к определенному образу и на нее уже придуманы комбинации движений. Только в исключительных случаях она может использоваться как материал для экзерсиса.

Озвучить сочиненную педагогом-балетмейстером комбинацию упражнений экзерсиса готовым композиторским текстом очень трудно. Идеальные совпадения случаются крайне редко. Использование уже написанной музыки иногда приводит к тому, что комбинация движений подгоняется под эту музыку. Это противоречит специфике урока классического танца – именно движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения.

«Нотный материал в экзерсисе у палки и на середине зала отрицается нами потому, что искусственное соединение движений с готовой музыкальной формой или связывает педагога в построении комбинаций, или же идет вразрез с музыкальным произведением, сочетаясь с ним только темпом и метром». (В.С. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1972. Стр. 4 – 5. )

Существует очень мало учебных пособий, где приведены примеры музыкального оформления урока классического танца, основанные на импровизационном материале. Это, например, замечательные музыкальные примеры концертмейстеров Ленинградского хореографического училища С.С. Бродской и М.И. Пальцевой . (А.Я. Ваганова. Основы классического танца. Ленинград, «Искусство», Ленинградское отделение, 1980. Стр. 168 – 187.) (.И. Ярмолович. Классический танец. Методическое пособие. Ленинград, «Музыка», 1986. Стр. 15 – 44, 58 – 83.)

Значительно чаще появляются музыкальные сборники и хрестоматии для уроков классического танца, составленные из отрывков фортепианных, симфонических, оперных и других музыкальных произведений. Каким же должен владеть репертуаром пианист, чтобы иметь музыкальный материал для постоянно модифицирующегося урока? А что делать, когда упражнения все время изменяются, усложняются по мере проучивания, комбинации обновляются? С нетанцевальной музыкой возникает ряд дополнительных сложностей: ее фактурно-ритмическая ткань часто бывает не приспособлена к движениям у станка. Надо суметь так изменить ритм, фактуру, а иногда и размер, мелодию, количество тактов, чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнения и создать структурно, метроритмически и мелодически ясное построение. Появляется почти новое произведение. В связи с этим особую важность приобретает искусство импровизации.

Хотелось бы, чтобы и хореографы, и пианисты были знакомы с некоторыми обязательными правилами, придерживаться которых на уроке классики очень важно.

В балетном классе не стоит играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверенный, филигранный звук слушают внимательнее и дети, и взрослые.

Вся балетная лексика идет на французском языке – так уж сложилось исторически. «Французская терминология, принятая для классического танца, … неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что латынь в медицине – ею приходится пользоваться. Она абсолютно международна и всеми принята». ( А.Я. Ваганова. Основы классического танца. Ленинград, «Искусство», 1980. Стр. 10.) Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

Урок классики – это живое взаимодействие музыки и пластики. Присутствие нот на пюпитре рояля весьма нежелательно. Пианист всегда должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях, чувствовать и даже предвидеть все нюансы исполнения упражнения. Поэтому играть по нотам надо дома: необходимо «наиграть» как можно больше балетной музыки. Это поможет войти в ее русло, почувствовать ее стиль, гармоническую канву. Проанализировав гармонию классических балетов, можно сделать «домашние заготовки» - составить гармонические цепочки для медленных движений, для прыжков и т.д. Не надо бояться оторваться от нот и смелее играть собственную музыку. Пусть поначалу она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но зато идеально соответствует характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Композиционное совершенство придет позже, когда пианист будет свободно ориентироваться в экзерсисе.

Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованности движений и музыки. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника не поможет, если танцовщик немузыкален.

Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати тактов и т.д. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.

Комбинацию, задаваемую педагогом, концертмейстер должен запомнить так же точно, как учащиеся.

Левая, аккомпанирующая рука, определяет темпо-ритм упражнения, а правая в точности следует ритмическому рисунку упражнения, подчеркивает его.

Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелей, форшлагов, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

Очень важно обратить внимание на акценты. Одни движения выполняются, начиная с сильной доли, другие – из-за такта. Урок классического танца протекает по нарастающей: экспозиция, кульминация, заключение. Подробно, с ритмическими и нотными примерами, экзерсис у палки разбирается в методическом учебном пособии по музыкальному оформлению урока классического танца.(Ревская Н.Е. «Музыкальное оформление урока классического танца». Учебно-методическое пособие. Изд. «Союз Художников», СПб, 2010. ) Также там разбираются вопросы о музыкальном сопровождении урока на середине зала и Allegro (в этой части урока возникает более всего недоразумений между хореографами и музыкантами).