ЛЮДВИГ МИНКУС. «ДОН КИХОТ». ИЗБРАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТА
Издательство «Композитор, СПб, 2007
ЛЮДВИГ ФЕДОРОВИЧ МИНКУС (1826-1917)

Талантливый скрипач и композитор Алоизий Людвиг Минкус, по национальности чех (по другим сведениям — поляк), родился в Вене, где и получил музыкальное образование. С 1853 года он жил в Петербурге, где руководил домашним оркестром князя Юсупова, был скрипачом Большого театра в Москве, инспектором музыки московских театров. Профес¬сор Московской консерватории (1866-1872). С 1871 по 1886 годы — «штатный балетный композитор» при Дирекции императорских театров в Петербурге. В 1886 году Минкус по¬кинул Россию.

Как композитор Минкус дебютировал в Париже в 1864 году балетом «Пахита». Знаток балета, Минкус сочинял очень удобную для танца, мелодичную театрально-иллюстратив¬ную музыку. Из многочисленных балетов, написанных композитором, наибольшей попу¬лярностью пользовались «Пахита» (1864), «Дон Кихот» (1871), «Бабочка» (1874), «Баядер¬ка» (1876), «Роксана» (1877), «Волшебные пилюли» (1886).

«Пахита» стала балетмейстерским дебютом на петербургской сцене Мариуса Петипа. В 1847 году 29-летний танцовщик-гастролер, не известный за пределами французской про¬винции и Испании, появился без какого бы то ни было контракта в России и предложил Дирекции император¬ских театров последнюю парижскую новинку — двухактный балет «Пахита» на музыку Э. М. Дельдевеза.

Один из наиболее любимых балетных сюжетов — «Дон Кихот» Сервантеса, а вернее, главы из романа, повествующие об истории Киттерии и Базилио, а также приключениях Рыцаря Печального Образа. Дон Кихот — герой романа М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Странствуя по разоренной и угнетенной Испании конца XVI века, он всегда готов на рыцарские подвиги во имя любви к человеку, хотя жизнь грубо разрушает его иллюзии. Их несоответствие исторической реальности создает бесчисленные пародийно-гротескные си¬туации. Дон Кихот воплощает трагедию гуманиста, убедившегося в неосуществимости иде¬алов справедливости и гармонии человеческих отношений. Трагикомический и гуманис¬тический смысл этого образа получил общечеловеческое значение. Имя этого «рыцаря пе¬чального образа» приобрело различное истолкование в произведениях мировой литературы и искусства, стало нарицательным для обозначения человека благородного, смелого, вели¬кодушного, но далекого от действительности. К этому образу неоднократно обращались в своих литературно-критических и публицистических выступлениях такие пред¬ставители русской культуры, как. В, Г. Белинский, Н, А. Добролюбов, Д. И. Писарев, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский и др.

Первая постановка балета была осуществлена Мариусом Петипа в московском Боль¬шом театре в 1869 году, Премьерные спектакли прошли с большим успехом, и Дирекция театров предложила Петипа поставить балет в Петербурге. В корне переработав прежнее, им же написанное либретто, в полной мере проявив блестящее знание классического и характерного танца, Петипа 9 ноября 1871 года показал столичному зрителю свое новое произведение. Второе рождение балета состоялось почти через три десятилетия со дня нашумевшей петербургской премьеры. 20 января 1902 года зрителям, заполнившим Мариинский театр, был показан «Дон Кихот» в постановке Александра Горского. Публика восторженно при¬няла новый балет.

Пережив испытание временем, неоднократно возобновляемый балет «Дон Кихот» до сегодняшнего дня пользуется неизменной и неослабевающей любовью зрителей.